Сразу развею главное заблуждение начинающих проводников: "Дети должны всё делать сами". Нет, не сами, а под чутким вашим руководством и присмотром.
Второе главное заблуждение: "Дети ничего не могут сделать сами". Опять нет, чаще всего они очень самостоятельны (или они так думают), и, как правило, в классе всегда найдётся человек, на которого можно положиться (кстати, это далеко не всегда командир или завпит) и которому можно поручить какое-нибудь ответственное спецзадание - посолить кашу, подержаться за другой конец пилы типа "Дружба", которой вы пилите дрова.
|
О выборах командира, завснара и проч. |
Дело в том, что чаще всего это пускается на самотёк. И получается, что самый бестолковый, но громогласный становится командиром. А вы потом намучаетесь. Детям-то что, а вам с ним весь поход работать. Если командир класса сам разгильдяй, вся организационная работа будет только на вас, голос сорвёте точно, будете везде опаздывать, а к тому же еще и достаточно организованные люди перестанут слушаться. Проконтролируйте выбор. (Возможно, есть смысл спросить детей, есть ли среди них кто-нибудь, кто уже ходил в походы и может с вашей помощью собрать общее снаряжение. Но помните: от ошибок никто не застрахован. Выбирая завснара, вы можете найти - о чудо из чудес! - человека, который уже пять (или восемьдесят) раз ходил в серьёзные походы и знает, какое снаряжение нужно. Однако в первые же двадцать минут стоянки лагеря Вы поймёте, что лучше бы вы сразу повесились на первой же берёзе или тащили на себе 140 килограммов пил, топоров, канов, палаток и прочая, чем доверили этому человеку собирать снаряжение.)
|
Об отношениях с собратьями по разуму |
Никаких споров с собратьями-сопроводниками, с комендатурой, экологами на глазах у детей. Все, что вы хотели бы выяснить - в приватной беседе за любым кустом. Там можете говорить всё, что хотите.
|
Об усвояемости информации |
Всё, что будет висеть на стенде, необходимо проговорить вслух и проверить, чтобы всю необходимую информацию они записали.
Есть такая необходимость - всё, что вы говорите, всё, что вы хотели бы, чтобы они помнили и знали, не стесняясь показаться занудами, повторяйте три-четыре-пять раз. Во-первых, если они развесили уши и смотрят на вас - совершенно не факт, что они вас слышат и даже видят, возможно, в мыслях они уже достаточно далеко, а во-вторых, если и услышали, не факт, что через полчаса не забыли. Виноваты будете вы. Не напомнили, не сказали, не проверили. В вашей несчастной голове должно быть всё одновременно, вы должны знать "где кто зачем" в любое время дня и ночи.
|
Об отношениях с родителями, пошедшими в поход |
Сразу оговорюсь, бывают идеальные родители, они помогают вам, они не мешают детям, они корректны, вежливы, внимательны. Да, есть и такие. Но увы, есть и другие. Будем надеяться, что вам повезёт, но если всё-таки не повезёт… Есть необходимость ограничить их вмешательство как в ваши дела, так и в дела детей. Здесь бывает два рода трудностей:
1. Вас не ставят ни во что.
2. Родители "кудахтают" над своими и чужими чадами, не дают им ничего делать.
Оба эти момента надо пресекать в самом начале. Необходимо объяснить им, что, несмотря на вашу молодость, ваш авторитет (я надеюсь, уже приобретённый) для их же блага лучше не подрывать и если вы просите не пить пиво на территории лагеря, то это касается не только детей, но и взрослых. Лучше всего сразу их приписать к какому-нибудь жюри или дать им достаточно разумное задание, связанное с вашим лагерем, и строго следить, чтобы они не пытались сделать всё сами. Для этого лучше всего им с самого начала всё объяснить (первый раз вы их увидите, скорее всего, в электричке, а это в корне неверно.)
Обязательно надо постараться встретиться с родителями до отправления и, возможно, вежливо порекомендовать некоторым остаться в Москве, потому что "погода будет плохая и их радикулит её не выдержит", что "класс укомплектован" или ещё что-нибудь подобное.) и объяснить, что, в первую очередь, дети должны максимально участвовать во всем сами, получить полную нагрузку и попробовать сделать все своими руками. Если ваши увещевания на различные темы безрезультатны - не грешно воспользоваться внушением, которое могут организовать Галина Николаевна, Ирина Вениаминовна или другие серьёзные, взрослые люди, с которыми хочется считаться всем независимо от возраста.
|
Поведение на тропе |
Дело в том, что тропари тоже не всегда оправдывают наших ожиданий. Такова жизнь. И всё-таки, ваш класс должен быть максимально доброжелательно настроен перед выходом на тропу. Не однократно я сама сталкивалась с ситуацией, когда перед тропой народ, уже подустав или просто будучи не в настроении, начинал ворчать, огрызаться. На мой личный взгляд, если человек не в настроении, уж лучше его оставить в лагере, что я им и предлагала. Вы думаете, хоть один остался? Нет, все пошли. Но с такими людьми лучше, отозвав их в сторонку, побеседовать лично и предложить некую альтернативу. В 99% случаев они, при наличии выбора, все равно пойдут с вами, но уже в нормальном настроении. (Неплохо вообще поговорить с детьми о тропе до её начала и настроить их на романтический лад. Если дети вас спрашивают, что будет на тропе, стоит заинтересовать их, подогреть любопытство, а не отвязаться словами "Отвалите, тропа как тропа. Сами всё узнаете.")
|
Несколько советов, основанных на личном опыте и наблюдениях за другими проводниками |
1. Не пытайтесь казаться умнее и взрослее, чем вы есть на самом деле. Всё знать невозможно, а бывает так, что дети знают что-то лучше вас, не бойтесь это признать и этим воспользоваться.
2. Воспринимайте себя как часть их класса и постарайтесь, чтобы они тоже так вас воспринимали. Но никакого "панибратства", это может аукнуться - "вылетит - не поймаешь". Если вы будете относиться к ним с уважением, то и они будут отвечать вам тем же.
3. Все ваши требования должны быть чётко обоснованы и понятны, а также соблюдаться вами самими. Не бойтесь отменить распоряжение, если видите, что оно уже опоздало, что можно сделать как-то лучше или вы чего-то не додумали.
4. Помните пожалуйста, что вы для них, независимо от своего желания, являетесь примером, следовательно, старайтесь им подавать только хороший пример.
|
Что, собственно, входит в вашу задачу до похода... |
1. Подготовка класса в плане снаряжения.
2. Подготовка приветствия и прочих "представительских" акций и предметов.
3. Подготовка класса в плане моральном. Они должны быть готовы не к пикнику с шашлыком, а к тому, что может пойти дождь, быть холодно и мокро, спать они лягут не раньше часа ночи (хорошо бы часа!), но при этом никакого упадка. А самое главное и самое сложное - они должны чувствовать себя единой командной - это зависит и от вас.
4. Определить место и время сбора.
5. Проверить наличие всех, равномерно ли распределён вес по рюкзакам, а также не забыли ли вы чего.
В процессе подготовки вы должны приходить к ним не меньше 2-х раз в неделю и, если вы ходите по очереди, ставить друг друга в известность о том, что сделано, а что еще надо сделать, чтобы не лить воду. (Но лучше всего, конечно, приходить сразу обоим проводникам и показывать детям пример слаженной и чёткой работы. )
|
... и в процессе похода |
1. Вы должны научить их всему, что знаете сами (не делать всё самим, а если они чего-то не могут, не понимают, не умеют, объяснить и помочь так, чтобы они запомнили) - чисто теоретический момент.
2. Вместе с командиром и завснаром определяется место для установки палаток, костра, заготовленных и ещё не порубленных дров, ямы; выделяются люди для заготовки дров и разведения костра, принесения воды. Можно определить это заранее, чтобы, когда вы придете на место, все сразу занялись делом. По просьбе комендантов подчеркиваю, вы должны встать именно на место, отведенное вашему классу и не на какое другое.
3. На бивуаке у вас должно быть место, где все могут сесть - поэтому брёвна нужны и на сиденья, а еще сверху над ним должно быть что-нибудь натянуто (тент, полиэтилен) и т. д. - вы должны за этим проследить.
4. Имеет смысл повесить ваши флаги и вымпелы, эмблемы, а также расписание турслета на ближайшем дереве и обращать внимание всех на то, сколько у вас времени до очередного мероприятия и что нужно до этого сделать.
5. Далее от вас потребуется проследить за их готовностью к конкурсам, временем выхода, готовкой еды (если они кричат, что есть они не хотят, то это не значит, что через час они будут думать так же).
6. Большинство рекомендаций, которые содержатся в памятках для детей, для строгого соблюдения не обязательны. Варежки для кострового и штормовка с капюшоном, конечно, хороши, но, если он не обладает пышной шевелюрой до пят, висящей как попало, без них смело можно обойтись. Однако, для того, чтобы получить хотя бы половину, нужно требовать всё.
|