Сайт выпускников ФМШ (физматшколы) №542 / Лицея №1511 при МИФИ (НИЯУ МИФИ).
Untitled

Самоварщиков Юрий Владимирович

один из отцов-создателей, которому лицей обязан своим рождением, доцент кафедры физики, кандидат технических наук, декан подготовительного факультета МИФИ (Технического университета).

В лицее работает с 1982 года, с момента создания ФМШ №542.

Предыстория

Наш лицей был создан в 1982 году. Поводом для его создания послужило то, что с 80-х годов качество поступающих в институт начало резко падать особенно по физике. При институте в то время были подготовительные курсы и вечерняя физико-математическая школа, в которой велась подготовка к поступлению в МИФИ. Эти занятия посещали около 2-2,5 тысяч учащихся 10-11 классов. Но всё же курсов и вечерней школы было мало, поэтому у ректората МИФИ появилась идея создать свою, профильную физико-математическую школу только для старших классов. Для этого надо было всё согласовать с вышестоящими инстанциями. Проблема возникла из-за того, что в то время все школы были организованы по однотипному уставу. Решение вопроса о создании физико-математической школы при МИФИ взял на себя ректор МИФИ Колобашкин Виктор Михайлович . Он вёл длительные переговоры с начальником главного управления народного образования г. Москвы Г.Л. Асеевым.

Необходимо было убедить органы управления образования в необходимости создания такой школы хотя бы в порядке эксперимента и утвердить Положение о такой школе на уровне не ниже министерства образования РСФСР. Этот вопрос был решён сотрудником МИФИ Штанько Сергеем Дмитриевичем. С.Д. Штанько обладал удивительной способностью готовить документы. Он изучил все нормативные акты системы народного образования и успешно доказывал необходимость организации профильной физико-математической школы при МИФИ на всех уровнях руководящих органов народного образования.

Открытие

1 сентября 1982 года. Первые ученики школы на торжественном построении перед зданием внимательно слушают выступление ректора института и других важных представителей различных органов и организаций, а 8 доцентов МИФИ в парадных костюмах ...убирают последний строительный мусор из вестибюля. Так преподаватели вуза входили в школьную систему образования. Для многих это стало первым уроком ответственности и навсегда связало со школой.

Школе был присвоен № 542, и называлась она: Московская городская школа с углубленным изучением математики и физики при Московском инженерно-физическом институте.

Таким образом, у истоков создания 542 школы - прототипа будущего лицея - стояли Г.Л. Асеев начальник Главного управления Народного образования Мосгорисполкома, Л.П. Шило - заместитель начальника ГУНО, В.М. Колобашкин ректор МИФИ, А.А. Низоецева первый секретарь Красногвардейского РК КПСС.

В октябре 1984 года ректором МИФИ был назначен Александр Всеволодович Шальнов. Решение всех проблем было поручено двум проректорам:

  • Ивану Трофимовичу Гусеву - по учебной работе;
  • Борису Алексеевичу Горелову по хозяйственно-административной работе.

Весной 1985 года партком МИФИ принял решение о серьёзнейших ремонтно-восстановительных работах в здании школы, дооборудовании лабораторий и оформлении школы. Принято решение об укреплении руководства школы.

Летом 1985 года силами студентов Подготовительного отделения под руководством Самоварщикова Юрия Владимировича и Новомлинской Ирины Сергеевны (коменданта здания с 1982 г) была проделана огромная работа по созданию материально-технической базы: перепланировка и оформление кабинетов, прокладка дополнительного электрического кабеля для питания лабораторий, настил паркета, мрамора и фальшполов, замена мебели. Таким было второе рождение школы.

При утверждении проекта Положения о физико-математической школе при МИФИ был достигнут компромисс: МИФИ строит здание и выделяет преподавателей для работы в школе, а Главное управление Народного образования закрывает глаза на некоторые "вольности" в учебных планах и организации учебного процесса. Появилась необычная по тем временам школа, неформально проложившая дорогу в системе непрерывного образования.

Первым директором школы был назначен преподаватель кафедры высшей математики МИФИ Владислав Дмитриевич Михайлов. Школа подчинялась непосредственно Главному управлению народного образования г. Москвы (в лице заместителя начальника Леонида Петровича Шило), а куратором школы была Светлана Николаевна Коровина. Со стороны МИФИ школу курировал Центр профориентации молодёжи под руководством Сергея Александровича Кохтева.

Проблемы..

Какие серьёзные проблемы тогда существовали?

  • Двойное подчинение (ГУНО и МИФИ);
  • Новые дисциплины: информатика, экспериментальная физика, экспериментальная химия.
  • Новые формы ориентации учебного процесса: лекции, семинары. лабораторные работы.
  • Только старшие классы - тогда 9-ые и 10-ые.

Ещё в далёком 1963 году были созданы специнтернаты для одарённых детей при Московском и Ленинградском университетах, а позже и в Новосибирске. Но то были интернаты и для одарённых, а у нас всё-таки школа, поступить в нее было реально, стоило только захотеть.

МИФИ и его преподаватели привнесли в школу новую необычную базу хорошо оснащённые химическую и физические лаборатории, вычислительный центр (мини-ЭВМ с 15-ю дисплеями - это в 1982 году!), новую технологию, свои учебные пособия, высокий уровень знаний и требований и, наконец, новое отношение к ученику - снисходительное превосходство и, одновременно, уважительное обращение на "Вы".

Школа с самого начала не вписывалась в существовавший стандарт общеобразовательного учебного заведения, поскольку присутствие института было мощным и подавляющим. Необходимо отметить, что в начале 80-х годов общеобразовательная и вузовская системы были закрыты друг для дpyга. Традиционно были различны и методы воспитательной работы. Пожалуй, МИФИ был одним из первых вузов, который не стал навязывать свои методы работы в школе, а попытался разобраться и понять, что собой представляет школа, и чем ей можно помочь. Потребовалось 8-10 лет, чтобы утрясти вопросы управления, внедрения в учебный процесс "тяжёлого" оборудования - современных экспериментальных лабораторий, средств вычислительной техники, практики методической работы учителей и т.п.

Следует отметить, что руководство городского образования достаточно терпеливо и с пониманием относилось к процессу становления физмат школы. Большую помощь и поддержку на протяжении всех лет оказывали Светлана Николаевна Коровина и Светлана Яковлевна Кривошеева.

МИФИ никогда не вмешивался и никогда не брал на себя бразды правления или управления школой, уважал права юридического лица и предпочитал действовать посредством работающих в школе преподавателей, и лишь изредка прибегал к деликатным намекам на нежелательные проявления в деятельности школы.

В результате достаточно трудного становления и притирания сторон, овладения более высоким уровнем организации и управления выработалось весьма самобытное учебное заведение.

Дальнейшие проблемы были связаны с учебным планом. В то время учителя школ должны были предъявлять план урока, расписанный по минутам, для проверки методистам народного образования. Сами преподаватели не могли заниматься методической работой, поэтому начались споры между методистами МИФИ и методистами народного образования. Для МИФИ главным был не столько метод обучения, сколько полученный результат. Самыми серьёзными были вопросы о количестве физики, математики, информатики. Уроки информатики в школе впервые ввели у нас. В спорах помогло то, что профессиональный уровень подготовки учителей был очень высок.

Но и на этом проблемы не кончились. Первый набор, который начал обучение в сентябре 1982 года был небольшой - всего 4 класса по 30 человек. Особой рекламы не было, так как о готовности школы узнали незадолго до начала учебного года. В школе сразу были введены лекции, семинары и лабораторные по профильным предметам. Более-менее были оснащены физические лаборатории и ВЦ.

Среди преподавателей было около 70 % вузовских и только 30° обычных учителей. Вузовские преподаватели ничего не понимали в школьных делах: отчёты, журналы; а тут ещё слабая дисциплина (отсутствие знаний подростковой психологии и умений в работе с детьми этого возраста; Школа начала разваливаться. Надо было что-то менять, так как здесь не дети, попадали в какие-то определённые условия (как в вузах), а преподаватели. Поэтому учителя не выдерживая такого, начинают уходить. Уходит со своего поста и Михайлов В.Д.

В 1983-85 гг. директором школы была назначена учитель математики Ирина Вениаминовна Ширстова. Второй набор 1983 года был крайне неудачным: отсутствие надлежащей рекламы, некачественное проведение вступительных экзаменов и. "полный комплект", так как приняли всех (240 человек без конкурса с низким уровнем знаний при слабой дисциплине). Набрали 8 классов, да плюс 4 десятых класса (120 человек), сильно разболтанных демократическими методами управления.

Замом директора была учитель истории Сидорова Татьяна Михайловна.

Трудности

Весна 1984 года для школы была критической:

  • выплыли все строительные недоделки (быстрое строительство оказалось некачественным);
  • "демократические" методы работы с детьми, привнесённые институтскими преподавателями, оказались преждевременными:
  • большое количество вузовских преподавателей, не объединённых в коллектив;
  • конфликты с учителями (по поводу разницы в оплате труда);
  • двойное управление школой.

Поскольку проблемы вылились за пределы школы, начались "наезды" со стороны районных партийных органов, органов управления образования и т.д., которые продолжались в течение года.

В сентябре 1985 года директором школы была назначена Галина Викторовна Филиппова. Она обладала большим опытом директора-управленца общеобразовательной школы. С её помощью была приведена в порядок вся документация, распределены обязанности, был привнесён некоторый дух общеобразовательной школы. Но вместе с тем появились и недостатки, которые противоречили первоначальной идее физико-математической школы.

Единственные..

В течение 5 лет школа № 542 была единственной в Москве, имеющей такую необычную по тем временам структуру, что вызвало определённое беспокойство в плане перспективы её существования. Желание не быть единственными возникло, скорее всего, из принципа самосохранения. Поэтому мы охотно делились со всеми заинтересованными сторонами своими достижениями вплоть до того, в какой кабинет и к кому нужно подойти, чтобы подписать той или иной документ, не говоря уже о планах, программах, оборудовании, чертежах и прочем.

Другим вузам, естественно, было уже легче организовывать что-то подобное. Так появились школы при МЭИ, МВТУ, МАДИ, и т.д. Приятно быть первыми. Например, какая школа могла бы похвалиться тем, что она принимала 15 министров образования Союзных республик, а вот 542-я принимала на заре компьютеризации образования в 1985 году такую делегацию и демонстрировала силами учащихся, что дети могут освоить и использовать вычислительную технику в учебном процессе. Кстати, министры были восхищены способностями наших учащихся. И не с тех ли пор пошла молва, что в 542-ой учатся одарённые дети... Да, у нас ищут таланты, но среди обычных московских детей, ведь конкурс к нам, в среднем, около двух человек на место. Да, у нас есть специфические программы, но, главное, базовые осваиваются по максимуму. И требования на таком же уровне.